+7 (351) 344-22-44

Компактные ВЛ в России.

z1.jpgИзолирующие траверсы ЗАО «Инста» готовы к внедрению. Необходимо политическое решение руководителей энергетики.  
Во второй половине 20 века Советский Союз устойчиво занимал лидирующие позиции в области энергетики. Электростанции, линии электропередачи и другие энергетические объекты советские энергетики строили в 74 странах! Настоящей гордостью СССР была построенная впервые в мире ВЛ 1150 кВ Экибастуз-Кокчетав-Кустанай. К сожалению после событий 1991 года по многим направлениям в энергетике мы утратили лидирующие позиции. Одним из таких перспективных направлений, где мы утратили приоритет, является строительство компактных ВЛ на классы напряжения до 330 кВ. За рубежом это направление успешно развиваются уже несколько десятилетий.
Насколько актуально сегодня для нашей страны строительство компактных ВЛ, какова готовность к этому отраслевых предприятий - эти и еще ряд других наиболее важных вопросов, связанных со строительством в России компактных ВЛ, мы задали вице-президенту производственного объединения «Форэнерго», в состав которого входят такие ведущие российские предприятия арматурно-изоляторной подотрасли, как ЗАО «МЗВА», ЗАО «Инста», ЗАО «ЮМЭК» и др. к.т.н. Юданову Е.А.

  Евгений Алексеевич, как можно в целом охарактеризовать целесообразность строительства компактных ВЛ в России с ее просторами? Можно ли считать компактные ВЛ идеальным и универсальным решением для всего линейного строительства на ближайшую перспективу?

Безусловно строительство компактных ВЛ это не панацея, автоматически решающая все существующие проблемы в линейном хозяйстве. Мало того, техническая возможность строительства таких ВЛ сегодня ограничивается классом напряжения до 330 кВ. В первую очередь целесообразность строительства компактных ВЛ определяется стесненными условиями крупных мегаполисов, курортных зон, лесов первой группы - это леса заповедников с ценными породами деревьев, национальных парков, городов и зелёных зон, где по тем или иным причинам необходима прокладка ВЛ. Во вторых концепция компактных ВЛ позволяет повысить пропускную способность и надежность ВЛ. Кроме того, есть и экономическая составляющая: в классе напряжений 35-330 кВ строительство компактных ВЛ объективно должно быть дешевле чем строительство ВЛ в традиционных габаритах. Особенно это может проявиться тогда, когда при строительстве ВЛ на земле с высокой стоимостью придется платить за площадь отчуждаемой и охранной территории.

  За счет применения каких инновационных разработок в области конструкций элементов линий электропередачи можно достичь снижения габаритов ВЛ?

z5.jpgЕсли отвечать коротко, то это новые стойки, новые изоляционные узлы опор, новые решения по молниезащите ВЛ на основе линейных ОПН, как с искровыми промежутками, так и без. Стойки - стальные многогранные. Просматривается также возможность применения и новых стоек из композитных материалов. В части касающейся изоляционных узлов - это так называемые изолирующие траверсы. Тут пока альтернатив нет. Кстати в направлении создания изолирующих траверс мы не так давно тоже могли бы быть, как говорится, «впереди планеты всей». В настоящее время мало кому известно, что активнейшим идеологом внедрения новых изоляционных конструкций на базе полимерных изоляторов для компактных ВЛ, начиная со времен СССР, было и остается в России «Специальное конструкторское бюро по изоляторам и арматуре», а первые прообразы изолирующих траверс были разработаны в СССР в первой половине 80-х годов. Сегодня, благодаря работе специалистов СКТБ и ЗАО «Инста» - ведущего отечественного производителя полимерных изоляторов, можно с уверенностью говорить, что это направление компактных ВЛ получает в России второе дыхание. ЗАО «Инста» является первым и единственным на сегодня отечественным предприятием, которое серийно выпускает изолирующие траверсы консольного и веерного типа. Однако у нас в стране с применением изолирующих траверс пока строятся только линии на класс напряжения 10 кВ.

  А можно более подробно рассказать об упомянутых Вами изолирующих траверсах и какие конкретные преимущества для ВЛ обеспечивает их применение?

Эффективность применения изолирующих траверс определяется фиксированным положением проводов (фаз) ВЛ относительно стойки опоры, которое обеспечивает:

• увеличение высоты подвеса проводов на длину гирлянды и, как следствие, увеличение длины габаритного пролета или уменьшение высоты стойки, а это соответственно – снижение металлоемкости ВЛ;

• уменьшение высоты и вылета траверсы, а следовательно снижение изгибающих и крутящих нагрузок на стойку опоры также ведет к снижению металлоемкости ВЛ;

• уменьшение межфазных расстояний обеспечивает повышение пропускной способности ВЛ и уменьшение полосы вырубки просек;

• взаимное резервирование изоляторов консоли и тяги способствует повышению надежности изоляционных узлов опор;

• применение полимерных изоляционных материалов обеспечивает повышение надежности в условиях загрязнения и увлажнения, а также уменьшение массы опоры.

В части, касающейся конкретных характеристик по компактности ВЛ с изолирующими траверсами, примеры такие:

Расстояние между крайними проводами на ВЛ 35 кВ:
• Сегодня на опорах типа П35-2В – 4-6,6 м.
• Если использовать изолирующие траверсы – 1,5 -1,8м;

На ВЛ 110 кВ:
• Сегодня на опорах типа П110-3В и ПУС110-2 – 6,3 - 9,2 м.
• Если использовать изолирующие траверсы – 3 м;

На ВЛ 220 кВ:
• Сегодня на опорах типа П220 – 7-12,8 м.

• Если использовать изолирующие траверсы – 5 м;

Как я уже упоминал, сегодня в России пока только ЗАО «Инста» серийно производятся изолирующие траверсы веерного  и консольного типов для ВЛ 10 кВ. В том числе со встроенными элементами грозозащиты ВЛ. Но радует то, что предприятие уже далеко продвинулось и в вопросах создания изолирующих траверс и межфазных изолирующих распорок для ВЛ на классы напряжения до 220 кВ.

  Евгений Алексеевич, зависит ли выбор новых изоляционных конструкций, применяемых для строительства компактных ВЛ от класса напряжения этих ВЛ?
z6.jpg

На ВЛ 10-35 кВ выбор обусловлен переходом от подвесной изоляции на изоляционные узлы с использованием новых высоконадежных опорных линейных изоляторов типа ОЛСК , ОЛФ  с уникальными характеристиками электрической и механической прочности или изолирующих траверс. Обусловлено это тем, что для обеспечения габаритного пролета на линии с подвесной изоляцией, равного габаритному пролету линии, выполненной с изоляторами типа ОЛСК, ОЛФ или изолирующими траверсами, стойку необходимо выбирать значительно более высокую и прочную, что естественно будет обходиться значительно дороже.  Для ВЛ от 110 кВ до 330 кВ - это только изолирующие траверсы, применяющиеся совместно с межфазными изолирующими распорками.

  А как сегодня в России идет внедрение компактных линий с использованием новых изоляционных конструкций?

z4.jpgНаибольший прогресс в этом вопросе в России, подчеркиваю в России, достигнут на ВЛ в классе напряжения до 10 кВ. На линиях 10 кВ сегодня все активнее применяются провода СИП, но если точно формулировать, то это провода защищенные изоляцией. Межфазные расстояния на ВЛ с такими проводами могут быть снижены всего до 400 мм, так как эти провода, благодаря наличию изоляции, не боятся кратковременных схлёстываний в пролетах – межфазных замыканий не возникает. Совместное применение в этом классе напряжений ВЛ проводов защищенных изоляцией, изолирующих траверс или изоляторов типа ОЛСК и ОЛФ с новыми устройствами грозозащиты ВЛ типа УЗПН (на базе ОПН с искровым промежутком производства ЗАО «МЗВА») позволило уже сегодня в России иметь действующие ВЛ, ни чем не уступающие лучшим мировым аналогам. Проектируются и строятся они по типовому проекту: шифр 1.10.МИ.08, разработанному в 2008 году.

В части касающейся ВЛ 35 кВ применение проводов защищенных изоляцией, изолирующих траверс или новых опорных линейных изоляторов типа ОЛСК и ОЛФ уже сегодня обеспечивает возможность строительства ВЛ 35 кВ в габаритах, близких к габаритам сегодняшних ВЛ 10 кВ. То есть уже сегодня можно строить ВЛ 35 кВ практически по цене ВЛ 10 кВ, но с возможностью передавать по ним мощность в 2,5 раза большую. Сегодня в России есть все для этого. Есть специальные провода, изоляторы, арматура, стойки, устройства грозозащиты. Промышленность готова. Есть даже проекты реальных объектов, выполненные в инициативном порядке. Нет одного – нормативов для этих линий и политического решения, необходимого для разработки и утверждения этих нормативов.

Для более мощных ВЛ силами СКТБ и ЗАО «Инста» уже сегодня разработаны изолирующие траверсы на напряжение 110 и 220 кВ. Практически завершена подготовка производства для серийного выпуска. Завершаются приемочные испытания, в том числе на специально созданном стенде. В 2011 году ЗАО «Инста» готово начать поставки изолирующих траверс и распорок для компактных ВЛ 110-220 кВ на объекты линейного строительства ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС». Находятся в стадии разработки изолирующие траверсы на напряжение 330 кВ;

  Что реально могло бы ускорить процесс внедрения компактных линий с использованием новых изоляционных конструкций?

z3.jpgВ идеале - это объединение комплекса работ по созданию компактных ВЛ в рамках целевой программы ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК» с привлечением к ее выполнению специализированных организаций, в том числе ЗАО «Инста» и ООО «СКТБ по изоляторам и арматуре». Следующий шаг - это организация опытно-промышленной эксплуатации компактных ВЛ 35-220 кВ на базе полимерных изолирующих траверс, междуфазных распорок и линейных ОПН в 2011 г. Именно таким образом, в рамках целевой программы ОАО «ФСК ЕЭС», была решена проблема освоения в серийном производстве отечественных стальных многогранных опор и внедрение их в технологию линейного строительства. Таким образом ряд шагов на пути создания компактных ВЛ в России уже сделан, можно сказать прошли значительную часть пути. Дело осталось за политическим решением руководителей энергетики.

Евгений Алексеевич, спасибо за столь подробный рассказ и будем надеяться, что ситуация в ближайшее время изменится.

Я тоже очень на это надеюсь. Обидно отставать в вопросах технического уровня линий электропередачи при том, что со стороны производства мы давно готовы строить в России действительно современные ВЛ.

Беседовал Роман Смирнов